Урок 10. Проект «Создаем ландшафт».
Панель «Песочница»
![](https://kvantorium-cdt.ru/wp-content/uploads/2023/02/image-5.png)
Инструмент (точнее группа из шести инструментов) Песочница (Sandbox) основан на технологии создания и манипулирования поверхностями сложной кривизны (рельефами), которые моделируются в виде сетки с плоскими треугольными ячейками. Отсюда следует, что применяя простые опции модификаций отдельных ячеек, можно манипулировать кривизной всей сетки.
Прежде всего, включим показ кнопок этой группы инструментов (по умолчанию в рабочем окне программы их нет), поставив галочку на Sandbox Tools в диалоговом окне Window>Preferences>Extensions, после чего они появятся также в менюDraw>Sandbox и Tools>Sandbox.
![](https://kvantorium-cdt.ru/wp-content/uploads/2023/02/image-6.png)
Инструмент Из контуров (from Contours) используется для создания рельефа, формируемого линиями, расположенными на разной высоте «от земли» относительно друга-друга. Работает очень просто – рисуем (или импортируем) линии, поднимаем каждую на нужную высоту, выбираем все, активируем инструмент – появляется сглаженный рельеф. На первый взгляд, это инструмент объемного моделирования только рельефа местности с использованием топографических контуров (т.н. горизонталей). Но на него имеет смысл обратить особое внимание – ведь он единственный, умеющий придавать набору обычных линий (кривых) новое качество – превращать их в сетки с возможностью дальнейшего редактирования «сеточными» инструментами. Т.е. его вполне можно использовать для «обшивки» набора неких профилей, типа шпангоутов корабельного корпуса.
![](https://kvantorium-cdt.ru/wp-content/uploads/2023/02/image-7.png)
Инструмент Из царапины (From Scratch) используется для создания новой сетки «с нуля». Активируйте инструмент и обратите внимание на окно панели VCB – по умолчанию там установлен шаг сетки в 10 дюймов, и если он вас не устраивает, тут же введите нужное значение. Протяните первую сторону сетки – кликните в начале и конце. Далее протяните сетку в перпендикулярном направлении для построения второго измерения сетки (третий клик). На этих этапах вы можете ввести нужные длину и ширину прямоугольника сетки (см. в VCB) – инструмент выстроит их с ближайшими при данном шаге сетки значениями. У нас появилась сетка в виде группы, которую (как и любую другую) можно редактировать как целиком, так и отдельные ее элементы.
![](https://kvantorium-cdt.ru/wp-content/uploads/2023/02/image-8.png)
Принцип действия инструмента Присоска (Smoove) ясен из самого названия – он предназначен для вытягивания (лепки) рельефа за счет деформации заранее подготовленной сетки (например, инструментом From Scratch). Активируем инструмент, после чего в VCB видим величину его радиуса действия, которую можно изменить на свою. Кликаем на точке, ребре или поверхности внутри сетки – вершины треугольников сетки, граничащие в пределах радиуса действия инструмента, подсветятся желтыми квадратиками. Тянем курсор вверх или вниз – величина смещения (сила действия инструмента) динамически отобразится в VCB, которую можно изменить на свою. Нажатый Shift позволяет вытягивать рельеф в любом (не только вертикальном) направлении, а двойной клик повторит последнюю опцию присоски.
![](https://kvantorium-cdt.ru/wp-content/uploads/2023/02/image-9.png)
Следующий инструмент – Штамп (Stamp) решает типичную задачу «посадки» или «врезки» в рельеф некого объекта. Последовательность действий такова – помещаем над рельефом наш объект, кликаем на нем инструментом – вокруг его основания появляется красная контурная линия, обозначающая зону действия инструмента, а в VCB видим ее величину, которую можно изменить на свою. Кликаем на сетке – на ней появится копия-проекция основания с примыкающими частями сетки, которые можно перемещать выше-ниже до нужного положения, кликаем еще раз для завершения. И остается только опустить объект на подготовленное основание.
![](https://kvantorium-cdt.ru/wp-content/uploads/2023/02/image-10.png)
Инструмент Драпировка (Drape) работает примерно как и предыдущий, – отличие в том, что проекция ребер некой сплошной плоской поверхности, помещенной над рельефом, «прорезает» поверхность рельефа, образуя новые поверхности. Соответственно, после этого появляется возможность их редактирования независимо от остальной части сетки – например, назначить другой материал.
![](https://kvantorium-cdt.ru/wp-content/uploads/2023/02/image-11.png)
Инструмент Добавить детали (Add Detail) предназначен для выборочной детализации за счет дробления ячеек сетки на более мелкие треугольные ячейки. Для этого кликаем на точке, ребре или поверхности в сетке – появляется новая вершина новых треугольников. Тянем курсор вверх или вниз для изменения высоты вершины и прилегающих треугольников – величина смещения динамически отобразится в VCB, которую можно изменить на свою. Нажатый Shift позволяет вытягивать рельеф в любом (не только вертикальном) направлении. И еще один прием – можно предварительно выбрать участок сетки (или даже всю сетку) и уже затем детализировать выделенное «за раз».
![](https://kvantorium-cdt.ru/wp-content/uploads/2023/02/image-12.png)
И последний инструмент – Отразить ребро (Flip Edge) предназначен для исправления нежелательных «переломов» рельефа. Это происходит из-за ячеек-треугольников, в которых уклон направлен противоположно соседним. Активируем инструмент и начнем перемещать его над такими треугольниками. Ребра, ориентация которых может быть изменена, подсветятся желтым цветом, – кликая на них, меняем ориентацию на перпендикулярную.
И еще – не забываем про финальную «отделку» рельефа опциями сглаживания и смягчения (подробно – см. «Сглаживаем и смягчаем»).
![](https://kvantorium-cdt.ru/wp-content/uploads/2023/02/image-13.png)
- Откроем панель Sandbox (Песочница) View-Toolbars-Sandbox (Вид-Панели инструментов — Песочница)
![](https://kvantorium-cdt.ru/wp-content/uploads/2023/02/image-14.png)
![](https://kvantorium-cdt.ru/wp-content/uploads/2023/02/image-15.png)
2. Построим сетку From Scratch (С нуля). Размер ячейки 1 метр
![](https://kvantorium-cdt.ru/wp-content/uploads/2023/02/image-16.png)
![](https://kvantorium-cdt.ru/wp-content/uploads/2023/02/image-17.png)
3. Двойным кликом мыши выделим группу(сетку). Инструмент — Smoove (Моделировать). Выбираем точку или сегмент “возмущения”
![](https://kvantorium-cdt.ru/wp-content/uploads/2023/02/image-18.png)
4.Потянем за маркеры, построив неровности на поверхности (впадины, выпуклости)
![](https://kvantorium-cdt.ru/wp-content/uploads/2023/02/image-19.png)
![](https://kvantorium-cdt.ru/wp-content/uploads/2023/02/image-20.png)
![](https://kvantorium-cdt.ru/wp-content/uploads/2023/02/image-21.png)
6. Выберем подходящую текстуру и зальем объект. Инструмент Paint Bucket (Палитра).
![](https://kvantorium-cdt.ru/wp-content/uploads/2023/02/image-22.png)
7. Сохраним объект в своей папке.
![](https://kvantorium-cdt.ru/wp-content/uploads/2023/02/image-23.png)