«Прототипирование»

Модуль «Особенности программы SketchUp»

Цель модуля: формирование комплекса знаний, умений и навыков в области применения технологий прототипирования для обеспечения эффективности процессов проектирования и изготовления изделий.

Задачи модуля:

Образовательные: -научить созданию трёхмерных объектов, используя набор инструментов и операций, имеющихся в изучаемых приложениях;

Развивающие:

-развить системное мышление, пространственное воображение и объемное видение.

Воспитательные:

— воспитывать стремление к получению качественного законченного результата;

— формировать навыки самостоятельной и коллективной работы;

— формировать навыки самоорганизации и планирования времени и ресурсов;

— вызвать интерес к получению инженерной специальности в будущем.


Курс (на основе самоучителя SketchUp / В. Т. Тозик, О. Б. Ушакова. — СПб.)

подготовил педагог дополнительного образования: Ерленко Елена Викторовна

Для тех, кто никогда не работал с трехмерной графикой, освоение любого 3D-редактора кажется невероятно сложным, а более опытные дизайнеры, конструкторы и архитекторы ищут удобные в освоении и использовании инструменты. Программа SketchUp помогла заново посмотреть на 3D-моделирование и дизайн, предоставив простое решение для сложных задач.

Программа SketchUp, как следует и из самого ее названия (Sketch — эскиз, набросок, Up — вверх), изначально была предназначена для эскизного, поискового 3D-моделирования и, прежде всего, в архитектурном проектировании. Однако на самом деле возможности и области применения SketchUp намного шире — ее с успехом используют во всех жанрах дизайна, рекламе, инженерном проектировании и даже в киноиндустрии. И хотя по известности в мире 3D-графики SketchUp наверняка не в первой десятке, в последнее время (особенно после «привязки» программы к технологиям и проектам) интерес к SketchUp постоянно нарастает.

 Рассмотрим, в каких областях и какие возможности нам предоставляет SketchUp. Несмотря на то, что программа предназначена для 3D-моделирования, в ней нет ничего, что было бы непонятно обычному пользователю. Все трехмерные модели в этой программе создаются на основе простых двумерных фигур — линий, дуг, прямоугольников и т. д. Затем, с помощью инструмента Push/Pull (выдавливание) двумерные фигуры превращаются в трехмерные. Таким образом, за считанные минуты можно, например, создать модель дома, пристроить к нему веранду и добавить мебель. Интерфейс программы минималистичен. Программа SketchUp не имеет своего мощного рендера, но отлично работает в связке с популярными рендерами V-Ray, Artlantis и др. Создав модель в SketchUp, можно импортировать ее в 3ds Max и ArhiCAD.

При разработке программы ее создатели стремились, в первую очередь, максимально учесть все потребности архитекторов и дизайнеров. При проектировании зданий, парков, интерьеров и графических сред SketchUp помогает быстро найти наилучший вариант решения задачи. Архитекторы могут воспользоваться SketchUp на любой стадии проектирования здания. От простых беспорядочных эскизов до подробнейших моделей эта программа позволяет не просто рисовать здания, а разделить модель на части, повернуть, заглянуть внутрь нее, выполнить разрез сечения и даже сделать анимацию для демонстрации клиентам. Разработчики графических сред предпочитают использовать программу SketchUp, поскольку она быстрая, эффективная, с ее помощью можно представить свои идеи в 3D-графике, начиная от разработки знаков, указателей и систем нахождения пути вплоть до создания стендов, оформления выставок и трехмерного текста. Все это дает возможность решать сложные задачи по организации пространства.

Одна из сложностей работы с внутренним пространством состоит в том, что его трудно показать. Вертикального вида недостаточно, сложно разобраться в планах помещений, построение перспективы отнимает много времени и технически сложно для выполнения. Используя SketchUp, можно не только разрабатывать дизайн, но и демонстрировать его в трехмерном виде.

Программа поддерживает экспорт в 3ds Max и другие форматы — OBJ, DWG/DXF, XSI, EPS, PDF и VRML (для использования в Adobe Illustrator) или AVI и MOV (для анимации и мультимедиапрезентаций). Так же можно импортировать чертежи, сделанные в CAD-редакторах.

Программа-ресурс Google Earth («виртуальный глобус») и упрощенный 3D-редактор SketchUp представляют собой составные компоненты единой семьи программных продуктов, так что пользователь может легко переносить информацию из одного пакета в другой.

Так, в частности, при моделировании копий архитектурных сооружений можно легко импортировать аэро- или спутниковую фотографию нужного здания, а также топографию местности из Google Earth, а затем «строить» виртуальное здание-модель на фундаменте, которым будет спутниковая фотография здания-прототипа. Создавая и демонстрируя наглядные 3D-модели с помощью SketchUp, можно легко объяснить сложные пространственные концепции. Планировщики и городские проектировщики используют SketchUp также в качестве инструмента работы в реальном времени. Возможность вносить изменения и рассматривать различные варианты дает экономию времени, что, в конечном счете, повышает качество проектирования.

Разработчики компьютерных игр также используют программу SketchUp, поскольку она позволяет просмотреть игру изнутри. SketchUp предоставляет возможность взаимодействовать с моделью «от первого лица», позволяя «пройтись и посмотреть вокруг». Пробежавшись по коридорам, вверх и вниз по лестнице, можно четко увидеть связь между проектом игры и ее работой в реальном времени.

В качестве лидирующего основного приложения для проектирования дизайна и архитектуры программа SketchUp предлагает эффективные, новые, быстрые и простые, но достаточно мощные средства разработки чертежей, планов и моделей, делающих процесс проектирования более быстрым, производительным и интеллектуальным. В то же время для опытного пользователя она предоставляет все возможности для точного и профессионального моделирования уровня CAD-редакторов. Программа SketchUp способна подсказывать наиболее рациональный следующий ход и способ действия — в любой момент построений она выводит на экран графические и текстовые подсказки, опираясь на которые вполне можно работать. Это делает SketchUp очень удобным 3D-редактором как для начинающего пользователя, так и для профессионалов.

Учебный план

Урок 1. Установка программы.
Урок 2. Знакомство с интерфейсом программы
Урок 3. SketchUp. Панели инструментов и установка инструментов.
Урок 4. Привязки. Фиксация по осям.
Урок 5. Размеры, вспомогательные линии.
Урок 6. Копирование.
Урок 7. Масштабирование.
Урок 8. Фигуры вращения. Полигоны.
Урок 9. Проект «Шар».
Урок 10. Проект «Создаем ландшафт».
Урок 11. Проект «Создаем вазу, бутылку».
Урок 12. Проект «Дом».
Урок 13. Проект «Моделирование мебели: стеллаж.
Урок 14. Материалы.
Урок 15. Фаска. Отзеркалить.
Урок 16. Работа со слоями.
Урок 17. Развертка. Разрез.
Урок 18. Проект «Лестница».
Урок 19. Импорт и экспорт в SketchUp.
Урок 20. Разработка своего проекта.
Урок 21. Доработка проекта. Защита проектов.